Однако материалистическим, хотя и наивным суждениям, высказанным уже в древние века, не суждено было прочно закрепиться. Это произошло в связи с отсутствием надлежащего развития естественных и медицинских наук, способных поколебать основы господствующего мистического представления о душе как особой духовной субстанции, независимой от телесных, от материальных процессов.
В период средневековья, для которого характерно довлеющее влияние церкви с догмами о богоотступничестве, о дьявольском наваждении и наказании ада, о святости и бесноватости, всякая попытка проникнуть и раскрыть содержание психического начала сурово каралась. Не удивительно, что именно в период средневековья господствующим оставалось утверждение, что любое расстройство психической деятельности не есть болезнь, а является результатом добровольного общения с дьяволом. Отсюда следовало, что лица, проявляющие странности в поведении, испытывающие беспокойство, страх, высказывающие мысли и убеждения, свидетельствующие о повреждении рассудка, являются великими грешниками, бесноватыми, /продавшими свою душу нечистой силе. Их не признавали психически больными и, следовательно, считали, что они не нуждаются в медицинской помощи.
Прямым следствием такого представления о природе психической болезни являлись необходимыми в лучшем варианте религиозные обряды, заклинания или изгнание бесовской силы, в худшем - пожизненное заточение в темницах и, наконец, пытки с последующим сожжением на кострах. Многие психически больные погибли на кострах, как «повинные» в колдовстве, богоотступничестве, более прогрессивных взглядов на сущность психических расстройств не смогли осуществить ни одного намерения, способствующего поиску материальных основ психических расстройств, так как всякая попытка противопоставить мракобесию церковников естественнонаучную мысль, тем более подвергнуть сомнению, что психическая болезнь есть вселение в человека самого дьявола, считалась преступлением, жестоко караемым по религиозным законам.