Прежде чем перейти к описанию клиники расстройств памяти, необходимо подчеркнуть одно немаловажное обстоятельство для распознавания и правильной оценки этих нарушений. Есть все основания утверждать, что в этой области патологии, как ни в какой другой, столь часто не совпадают субъективная оценка состояния памяти с объективным ее уровнем.
Как часто приходится слышать со стороны практически здоровых людей, нередко молодого возраста, жалобы на «плохую» память. В этих случаях перед врачом всякий раз необходимость уточнения п расшифровки того, что содержится в этой словесной субъективной оценке. В подавляющем числе подобных наблюдений речь идет не об истинном расстройстве памяти, ее основных слагаемых, а об особой направленности процесса внимания и эмоциональности. Внимание - это есть направленная установка всей психической деятельности на явления, предметы внешнего мира и на ощущения, исходящие из собственного" организма. Внимание может оказаться "сосредоточенным преимущественно на определенном круге явлений, впечатлений, которые и оказываются преобладающими в сознании человека.
При этом впечатления остаются вне активного внимания, что может субъективно оцениваться как нарушение памяти. Следует иметь в виду возможность обратного соотношения между субъективной оценкой состояния памяти и ее истинным расстройством, когда явные нарушения памяти не осознаются больными.
Обычно это наблюдается при стойком снижении критики к своему состоянию, при невозможности осмыслить происходящие сдвиги в способности к познанию окружающего и самого себя, другими словами, при стойком снижении интеллекта, при заболеваниях, ведущих к слабоумию. Отсюда следует, что субъективная оценка состояния памяти у больного требует объективной проверки - проверки поведения больного в быту, на работе, а также использования объективных психологических методик для установления истинных границ ее нарушения.