Возникает вопрос, существует ли в этом процессе познания какая-либо закономерность, последовательность, обеспечивающая этапы развития психических особенностей личности? Положительный, предельно четкий ответ на этот вопрос мы находим у В. И. Ленина. Он писал: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»
Познавательный процесс есть целенаправленное отражение действительности. Именно непрерывный взаимопереход объективного в субъективное обеспечивает познание личностью внешнего мира. Этот основной принцип материалистической философии не оставляет места для идеалистической позиции, абсолютно отделяющей сознание от объективного мира. Головной мозг с его совершенными корковыми анализаторами осуществляет процесс активного отражения явлений объективно существующего мира. В психологии с давних времен принято считать, что начальной стадией познания окружающего мира является ощущение.
Это верно. Однако с современных материалистических позиций следует считать устаревшей трактовку чувственно-воспринимающей деятельности в качестве низшей, элементарной периферической области психики. Согласно новейшим достижениям науки о мозге с привлечением данных кибернетики и теории информации, чувственно-воспринимающая сфера познания человека по своим качествам связана с врожденными, генетическими, морфологическими и физиологическими свойствами анализаторов головного мозга, что выражается в способности выбирать из массы раздражителей внешней и внутренней среды организма основное.
Отражение действительности объективного мира не заканчивается познавательной деятельностью. Обязательным слагаемым процесса отражения являются качественные особенности субъективного отношения человека к предметам, явлениям действительности.