Оно проявляется разнообразными оттенками чувств (эмоций), которые в свою, очередь стимулируют потребность к действию, новым по-, знаниям, формируют мотивацию познания.
Направленность чувств, желаний, побуждений зависит от того, что познается, а также в значительной степени от свойств личности, от предыдущего опыта - практики. На глубину, целостность, устойчивость, направленность процесса восприятия оказывают влияние свойства личности, степень ясности сознания, уровень интеллектуального развития, эмоциональная направленность. Восприятие не есть механическое фотографирование предметов окружающего мира. В процессе восприятия отчетливо сказывается целевая установка субъекта.
Достаточно привести такой простой и убедительный опыт. Если я попрошу вас всех, сидящих в аудитории, взглянуть в окно и описать в нескольких словах все вами воспринятое, то результат окажется довольно определенный. Несмотря на то что все вы примерно одного и того же возраста, одних устремлений, и несмотря на одни и те же условия, в которых воспринималась одна и та же картина за окном, каждый из вас предложит свое описание воспринятого. В этом скажется субъективное отношение к воспринимаемому, определяемое суммой врожденных, приобретенных свойств и особенностью состояния физиологических систем организма в данный момент.
Согласно ленинскому положению, ни о каких формах вещества, ни о каких формах движения мы ничего узнать не можем иначе как через ощущения. С этих позиций представляет огромный интерес анализ процесса познания окружающего мира у лиц психически здоровых, но лишенных основных анализаторов - у слепых, глухонемых. Я прочту некоторые абзацы из стихотворения Ольги Скороходовой, слепой и глухой, опубликованного в ее книге «Как я воспринимаю окружающий мир», изданной в 1947 г.
В этом случае познание мира, обогащение интеллектуального, волевого, эмоционального содержания личности стало возможно благодаря тому, что в процессе рано начатого и систематического, правильного обучения удалась функциональная компенсация, своего рода замещение, зрительного, слухового анализаторов - тактильным.