Рисует правильно. Рисунок тоже убирается. Спустя 3-4 минуты задается вопрос: «Что Вы рисовали и на скольких листах, на одном или двух? Больной не помнит, что рисовал, но говорит, что рисовал на одном листе. Как видите, больной после предъявления второго рисунка отрицает, что это нарисовано им. Следовательно, и при выполнении последовательных заданий только что произведенное, т. е. последнее.
Больной вежливо пожимает руку лектору и прощается со всеми присутствующими в аудитории.
Таким образом, из беседы с больным достаточно отчетливо выявляется сложное расстройство памяти. Содержанием синдрома является фиксационная амнезия: больной почти не фиксирует обозначения предметов и предложенной для запоминания фразы, только что совершившегося, недавно завершенного им действия. Он не помнит событий, повлекших болезнь. Больной оказался беспомощным при выполнении простейшего задания (со стаканом), так же, как и при выяснении места, времени его пребывания в аудитории и того, какими событиями были заполнены последние 30-40 минут до его прихода на лекцию.
Экспериментально-психологическое обследование выявило важные детали в нарушении процесса фиксации свежих следов, т. е. запоминания. Больной не мог воспроизвести фразу с простым содержанием, состоявшую всего из нескольких слов, спустя 4 минуты после ее предъявления, не мог удержать в памяти след только что нарисованной фигуры, тогда как след предыдущей (первой) фигуры еще некоторое время удерживал.
Анализ этих данных свидетельствует о резком нарушении процесса фиксации следа - впечатления. Кроме того, больной в ответ на дважды поставленный один и тот же вопрос с паузой всего лишь в несколько минут давал различные ответы, которые следует оценивать как псевдореминисценции, т. е. реальные события жизни, из которых одно привычное, профессиональное (работа в магазине), а другое, носящее для больного эпизодический характер (посещение парикмахерской), воспроизводится из прошлого, как только что завершенное.