Подробное ознакомление с качественными особенностями некоторых форм приобретенного слабоумия будет осуществлено в соответствующих лекциях.
С каждой лекцией по общей психопатологии рассматриваются все более сложные стороны познавательной деятельности. В предыдущих лекциях было особо подчеркнуто, что познавательный процесс не ограничивается деятельностью, непосредственным отражением окружающего мира, фиксацией, воспроизведением следов когда-то воспринятого.
Познание объективной действительности обеспечивается следующим, высшим уровнем познавательного процесса - мышлением. Как наиболее сложное звено в единой цепи познания, мышление осуществляет анализ и синтез явлений окружающего мира. Предыдущий опыт, складывающийся из ощущений, восприятий, представлений, неразрывно связанных с чувственным познанием, составляет богатство для содержания мышления.
Под мышлением следует понимать обобщенную, целенаправленную деятельность человека, соответствующую более высокому уровню опосредованного отражения действительности. «Область того, что мыслится, шире того, что воспринимается» С помощью мышления человеку доступны абстрактные понятия, категории, составляющие индивидуальное и общественное богатство личности. Мыслительной деятельностью обеспечиваются уровень обобщения фактов, суждение о них, накопление знаний, построение гипотез, теорий, а, следовательно, решение поставленных перед собой и обществом задач.
Мыслительная деятельность неизменно связана с чувственным опытом, т. е. с восприятием.