Без восприятия, без представлений, без образного чувственного познания не может быть понятия, обобщения, заключения. Зритель вые, слуховые, вкусовые, тактильные и обонятельные ощущения, объединяемые в понятие «первая сигнальная система действительности», делают более богатым и полноценным абстрактно-логическое обобщенное суждение о мире, что осуществляется на корковом уровне, который представляет собой вторую сигнальную систему действительности.
Физиологической основой мышления является координированная деятельность второй и первой сигнальных систем, на что впервые указал И. П. Павлов. Функциональная активность второй сигнальной системы обеспечивается физиологической активностью в первую очередь трех корковых анализаторов - зрительного, слухового. Слово, облеченное в речь, является символом, внешним выражением мышления. Первая сигнальная система (система непосредственного отражения мира) получает к тому же восходящую, тонизирующую через ретикулярную формацию. Таким образом, можно сказать, что физиологическим фундаментом процесса мышления является взаимодействие обеих систем, обеспечивающих анализ и синтез, образование конкретных и абстрактных понятий, выражаемых словом, речью.
Вот почему раздельное рассмотрение патологии познавательной деятельности в качестве чувственно-воспринимающей и логически опосредованной (мыслительной) ее сторон диктуется лишь дидактическими соображениями. Наличие постоянной преемственной связи между восприятием и мышлением вы смогли уловить при изучении больных с патологией восприятия.
Из разнообразных форм патологии мышления мы остановимся на тех, знакомство с которыми необходимо будущему врачу в его практической деятельности, а именно с бредом, или бредовыми идеями, и сопоставим их с навязчивыми состояниями.