Внешнее проявление бреда и влияние его на поведение заболевшего разнообразно, что связано с остротой развития бреда, его содержанием. Так, например, любовный бред, бред ревности, бред физического воздействия, преследования по-разному сказывается на поведении больных и прежде всего на частоте агрессивных, поступков, совершаемых в отношении мнимых преследователей. Содержание бреда связано и с уровнем нарушения эмоциональности (т. е. важно, на каком фоне развивается бред на фоне тревоги, подавленности), с нарушением чувственного познания, т. е. на фоне галлюцинаций и иллюзий. Клиническое значение бреда также неоднообразно.
На богатство бредовой фабулы оказывают влияние возраст, в котором началось заболевание, степень интеллектуального развития больного. Так, бредовые убеждения в детском возрасте редки и содержание их ограничивается темой взаимоотношения больного с родителями, учителями, товарищами. Для построения богатой фабулы бреда требуется и соответствующий уровень интеллекта, широта приобретенных знаний. Этим объясняется тематическая бедность, элементарность бреда у лиц с недоразвитым, низким уровнем интеллекта, например у. Другим несомненным подтверждением сказанного является распад сложной тематики бредового толкования по мере течения болезни с картиной нарастающего слабоумия.
Как правило, повышенному настроению соответствует бред личностного превосходства, могущества, красоты, богатства, изобретательства, тогда как угнетенно-тревожный фон настроения, особенно в инволюционном периоде, сочетается с развитием идей ущерба личности - бред самообвинения, самоуничижения, уродства, обнищания - ипохондрический, нигилистический бред (бред Котара), при котором больной уверен, что у него нет внутренностей, не дышат легкие, не переваривает желудок, а сам больной - одна лишь «оболочка».