Интерпретативный бред сочетается с обстоятельным, вязким мышлением- наклонностью к крайней детализации, к трудному, задержанному, переключению с одной идеи на другую. Первичным этот вариант бреда обозначается потому, что его возникновению не предшествуют иллюзии, галлюцинации, как это наблюдается при другой разновидности бреда.
К интерпретативному, первичному, бреду относятся идеи личного превосходства: непререкаемое убеждение в собственном величии, интеллектуальном совершенстве. Это идеи изобретательства, «великих» открытий (например, способов бессмертия, методов борьбы со смертельными болезнями), бред религиозного содержания (о великом пророческом даре, возможности общения с «потусторонним миром»), бред о влиянии на судьбы вселенной и т. п. Сюда же относится так называемый любовный бред.
Из моей личной практики вспоминается 17-летняя девушка, поистине привлекательная, которая высказывала убеждение в том, что в нее влюблены подавляющее большинство лиц мужского пола, без особой зависимости от возраста. Бредовой интерпретации подвергался взгляд, v жест прохожего, шум толпы в местах скопления лиц мужского пола, передачи по радио и т. п.
Одним из ярких примеров интерпретативного бреда является бредовое убеждение в супружеской неверности (бред ревности). В этих случаях больные с неослабевающим упорством, подкрепленным аффектом раздражения, злобности, приводят серию так называемых неопровержимых, в соответствии с субъективной болезненной логикой, фактов обмана, «измены», без какой-либо возможности критической их оценки. Больные не замечают невероятности, нелепости своих доводов, категорически отвергая всякую попытку со стороны обвиняемого супруга (жены или мужа) доказать свою невиновность.
Неопровержимое подтверждение супружеской неверности больные видят буквально во всем. Так, угнетенное настроение у «неверного» члена семьи, по их мнению, означает жажду встречи с мнимым любовником, чрезмерная успокоенность или ровность.