В дополнение мне хотелось бы показать вам несколько зарисовок больными своих переживаний.
После того как вы познакомились с основными положениями, касающимися вопроса о бреде, бредовых идеях, перейдем к изложению другого раздела психопатологии - к навязчивым состояниям, или, как более правильно обозначать, к рассмотрению синдрома навязчивых состояний. Основная наша задача состоит в показе качественных различий между навязчивым и бредовым состояниями: имеются ли и в чем черты сходства между ними; каково клиническое значение навязчивостей по сравнению с бредом и, наконец, в чем основные патогенетические механизмы, определяющие развитие бедра и синдрома навязчивых состояний. Поиски ответов на поставленные вопросы начнем с осмотра больных, с анализа их состояний.
- Николай Семенович, расскажите, что заставило Вас обратиться за медицинской помощью?
- Начну с того, что я с раннего детства отличался робостью, стеснительностью. Эти же черты сохранились на всю мою 55-летнюю жизнь. Любая новая ситуация, требовавшая принятия срочных действенных мер, вызывала постоянное опасение в возможности моей несостоятельности. Но я всегда выходил победителем за счет, что я не должен подвести коллектив, с которым я много лет работаю и который мне доверяет.
В последние 5-8 лет стали появляться новые сомнения, относящиеся к состоянию здоровья. Я ловлю себя на мысли, что мне неприятно читать некрологи, узнавать о смерти даже совсем посторонних лиц, под различными предлогами отказывался присутствовать на похоронной церемонии. Излишне прислушивался к своим физическим ощущениям, подумывал о необходимости медицинского исследования, но сам себя успокаивал повторением фразы: «Я здоров, все благополучно». Несколько недель назад в кабинете, где я работаю, внезапно умер мой начальник.