Успехи научной психиатрии неизменно следовали за периодом расцвета материалистического мировоззрения, когда был дан четкий ответ на кардинальный вопрос философии о соотношении материи и сознания. В ответе на вопрос о сущности психического подчеркивалось, что материальный, нас окружающий мир, есть первичное, а психическое (ощущение, восприятие, мышление, сознание) - вторичное, производное материального субстрата мозга.
Укреплению материалистического мировоззрения в естествознании и медицине, в том числе и в психиатрии, оказали неоценимую услугу передовые идеи революционеров-демократов, материалистов Н. А. Добролюбова, В. Г. Чернышевского, А. Н. Радищева, Д. И. Писарева. В борьбе с религиозно-мистическими убеждениями, проповедывавшимися не только высшей церковно-монашеской иерархией, но и учеными идеалистами, огромное значение имели произведения А. И. Герцена. Наиболее точное понимание сущности соотношения материи и сознания он выразил в лаконичной фразе: «Мозг человека - орудие сознания природы»
Следует особо подчеркнуть весьма характерную особенность отечественной психиатрии начала и первой половины прошлого столетия; ее рождение и развитие шло в неразрывном целом с внутренней медициной, также развивающейся на материалистических основах. Говоря о разных этапах развития клинической и научной психиатрии, нельзя не назвать имен таких знаменитых отечественных интернистов, как М. Я. Мудров (1776-1831), И. Е. Дядьковокий (1784-1841), которые в своих лекциях особенно отчетливо излагали идеи сочетания психического с соматическим. М. Я.
Мудрову принадлежат слова: «Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, кои врачуют тело». И. Е. Дядьковокий, заведующий кафедрой внутренних болезней, в курсе лекций особое внимание слушателей обращал на роль нервной системы, душевного состояния в формировании и особенно течении телесных и психических заболеваний. Понимание И. Е. Дядьковским сущности последних наиболее полно отражалось в его же высказываниях о том, что так называемые душевные болезни - суть телесные.