Заканчивая вводную лекцию, считаю своим долгом особо отметить, что вы, слушатели курса психиатрии 80-х годов XX столетия, находитесь в значительно более выгодном положении, чем ваши сравнительно недавние предшественники. Все то, о чем я говорила как о крупнейших достижениях клинической психиатрии и ряда теоретических наук, является достоянием нескольких последних десятилетий. Следовательно, изложение общей и частной: психиатрии будет во многом обогащено новейшими данными науки. В каждой лекции при рассмотрении психопатологических симптомов и синдромов, а также отдельных психических заболеваний вашему вниманию будут представлены не только клинические закономерности.
Для глубины понимания будут приводиться и современные психологические, физиологические и патогенетические их основы. Задача профессорско-преподавательского коллектива кафедры психиатрии будет в значительной мере решена, если, но окончании лекционного и практического курса вы усвоите, что каждый врач должен быть в какой-то мере и психиатром. В связи с этим приведу мысли основателя нашей клиники Сергея Сергеевича Корсакова. Он особо отмечал, что в лечении всяких болезней психическое влияние врача играет в высшей степени важную роль и способность пользоваться психическими факторами в лечении больных всегда составляла одно из замечательных свойств выдающихся врачей всех времен.
Познакомимся с состоянием трех больных, нарушение психической деятельности которых по содержанию, течению и исходу различно, как и различна их этиологическая обусловленность.
Вам был представлен больной с глубоким врожденным психическим недоразвитием. Телосложение больного, а грубо выраженной диспропорцией: удлиненный овал лица, узкий лоб, маленький череп, относительно длинные верхние конечности. Выглядит 16-17-летним. Таким образом, психическому недоразвитию соответствует и физическое недоразвитие. Анамнез подтверждает картину врожденного слабоумия.