Не удивительно, что законы церковной инквизиции способствовали появлению массовых психических реакций, эпидемий помешательств, таких, как истерические помрачения сознания, припадки, обездвиженность (ступор), передававшиеся от одного больного к другому под влиянием страха, отчаяния, тревоги перед возможностью быть причисленным к «одержимому нечистой силой». Обычно число таких индуцированных увеличивалось в момент процедуры «изгнания злого духа».
Анализируя историю психиатрии периода средневековья, следует особо упомянуть об арабской психиатрии, развивающейся под явным влиянием прогрессивных взглядов греческих ученых. Так, Авиценна оценивал нарушение психической деятельности как болезнь и призывал к настойчивому лечению больного. Прямым следствием такого утверждения явилось строительство лечебниц для психически больных. Таким образом, уже в эпоху раннего средневековья зарождаются прогрессивные идеи, касающиеся сущности психических расстройств, что неотъемлемо связано с хотя и непродолжительным, но расцветом наук, в том числе и медицины.
Заблуждения по поводу природы психических расстройств и оценка их как «грехопадение», «одержимость» становились тем упорнее, чем ожесточеннее шла борьба с религиозным фанатизмом, чем активнее проникали материалистические идеи во взглядах на сущность психической деятельности и ее расстройств, развиваемые передовыми врачами и естествоиспытателями.
Понятие сущности расстройств психической деятельности было предметом ожесточенных споров на протяжении столетий, оставаясь в пылу непрекращающейся борьбы между сторонниками материализма и идеализма. Взлет в упадок психиатрической науки неразрывно связаны с преобразованием исторической формации общества, с его господствующим мировоззрением. Направленность в разработке большого или малого, важного или второстепенного разделов клинической психиатрии незамедлительно сказывалась на правовом положении больных, на уровне организационной, лечебной и профилактической помощи психически заболевшим.