К рассмотрению патологии той стороны психической деятельности приковано внимание человечества всех времен и всех эпох - к эмоциональной деятельности, к эмоциональным расстройствам. Литература, посвященная эмоциям, поистине необозрима.
Для знакомства с произведениями философов, психологов, физиологов, патологов, человеку, по-видимому, не хватило бы долголетней жизни. Более трех столетий назад Р. Декарт писал о человеческих страстях. Эмоциональные проявления воспеты в произведениях всех видов искусств - прозаиками, поэтами, художниками, музыкантами.
Материалистическая философия рассматривает эмоции как одну из форм отражения действительности. Психологи обозначают эмоции как переживание человеком своего отношения к окружающему миру, к своей действительности, к самому себе. Другими словами, в эмоциях человек отражает субъективное отношение к явлениям материального мира.
Каковы же соотношения между восприятием, представлением, мышлением как слагаемыми познавательного процесса и эмоциями? При помощи восприятия, представления, мышления обеспечивается как непосредственное, так и опосредованное познание общих свойств предметов и явлений окружающего мира. В эмоциях выражено наше отношение к окружающей, познанной нами действительности, к собственному поведению, к самому себе. В эмоциях отражена степень удовлетворения и неудовлетворения своими потребностями, своей деятельностью.
Следовательно, эмоции тесно связаны с познавательной деятельностью. И. М. Сеченов подчеркивал, что «чувства отличаются от представлений или мысли стремительностью, субъективностью, неспособностью расчленяться». Это положение подчеркивает субъективный характер эмоций. С помощью эмоций раздражения, идущие из объективной действительности, превращаются в своего рода двигатель, источник мотивационной, поведенческой деятельности и потребности организма.