Перечисленные выше эмоции, которыми определяется возможность благополучного существования организма, принято обозначать начальными. Такое определение оправдывается, если учесть процесс усложнения эмоциональной стороны психической деятельности в различные возрастные периоды: от безусловных, врожденных эмоциональных реакций у новорожденного к условным простейшим, органическим и к интеллектуальным эстетическим социальным чувствам (сложным, высшим эмоциям) выявляющимся уже у ребенка в дошкольном возрасте.
Чувство долга перед Родиной, преданности, патриотизма, чувство, товарищества, дружбы, чувство гордости за трудовую доблесть определяются отношениями между людьми в обществе, социальным строем, поэтому они и обозначаются как социальные.
Внешне эмоции всегда проявляются выразительными движениями, позволяющими судить о преобладающем характере эмоционального состояния - радости, удовольствия! удовлетворения, гнева, печали, смущения, тревоги, страха, тоски и т. д. Формированию любого эмоционального выражения соответствуют сдвиги в соматической (вегетативной, обменной) системе. К настоящему времени принято говорить о симпатико-адреналовых (симпатико-тонических) и холинергических (парасимпатических) реакциях при различных эмоциональных состояниях.
Состоянию эмоционального напряжения, возбуждения (чувство страха, гнева, волнения) соответствует тахикардия, сужение сосудов (побледнение), расширение зрачков, усиленное потоотделение, ослабление желудочно-кишечной перистальтики, увеличение числа эритроцитов в циркулирующей крови, увеличение количества выделяемого адреналина, повышение содержания сахара в крови, что является свидетельством симпатико-адреналовой стимуляции.