Все построение вводной лекции будет подчинено раскрытию содержания предмета психиатрии, ее задач, изложению основных важнейших этапов истории и современного уровня ее развития, определению ее места среди других медицинских дисциплин и, наконец, уточнению основного вопроса о необходимости ее изучения для врача любой специальности.
Значение психиатрии, как одной из важнейших наук, обогащающей общемедицинский кругозор врача, полностью раскрывается вслед за изучением вопроса о соотношении психиатрии с другими медицинскими теоретическими и клиническими дисциплинами.
Ознакомившийся с лекциями имеет возможность усвоить общие закономерности синдромообразования, качественные особенности динамикп, казалось бы, клинически однородных синдромов в зависимости от этиологической и патогенетической сущности болезни. В подобном анализе заключена возможность овладения клиническими приемами, обеспечивающими равнее распознавание, умение классифицировать проявление психической декомпенсации в пределах той или иной нозологической формы или реакции. Таким образом, лекционный материал не только помогает закреплению знаний, полученных из учебника и на практических занятиях, но и развивает и совершенствует мышление будущего врача.
С момента последнего издания избранных лекций по психиатрии (О. В. Корой кон, 1955) уровень современной психиатрии стал неизмеримо выше за счет новых клинических, патогенетических фактов. Достижения в области нейрофизиологии, нейробиохимии, нейроморфолопш, психофармакологии, психологии положительно сказались на успешной разработке важнейших вопросов большой и малой, так называемой пограничной с общей медициной, психиатрии.
В читанных лекциях студентам I Московского медицинского института имени И. М. Сеченова нашли отражение новейшие достижения, касающиеся принципов изучения клинического содержания психозов, непсихотрических форм нарушения психической деятельности, раннего распознавания, понимания патогенетических и патофизиологических их основ, а также ознакомления с современными методами лечения и профилактики рецидивов болезни. При изучении материальной сущности психической деятельности и природы ее нарушений особое внимание в лекциях уделяется современным точкам зрения, опирающимся на новейшие достижения науки.