Общая психология изучает закономерности формирования психики, тогда как патопсихология устанавливает структуру закономерности разных форм нарушений психической деятельности с постоянной сравнительной оценкой этих нарушений с нормой. Неоспоримо значение патопсихологии в возможности понимания нозологической сущности психопатологических синдромов.
С точки зрения диалектического материализма психология не может существовать, развиваться без органической связи с физиологическим учением И. П. Павлова. Если физиология отвечает на вопрос о том, как происходит отражение многообразного объективного мира, существующего вне нашего сознания, то психология отвечает на вопрос, что отражается.
Первая часть этой связи - сигнализация - означает подробную информацию мозга о предполагаемом поведенческом акте, что обозначено по П. К. Анохину как «аффективный синтез». Вторая обязательная часть в последовательном выполнении всякого поведенческого акта, обеспечивающая оптимальную мобилизацию компонентов функциональной системы, зависит от обратной мозга, от степени достаточности или недостаточности этого результата, его соответствия или несоответствия намеченным, запрограммированным действиям.
Огромное число новейших фактов из области, нейрофизиологии, нейроморфологии, клинической психиатрии, по мере их накопления требует обобщенного осмысления для создания идеи, которая позволила бы упорядочить важные, новоразрозненные исследования в области высшей нервной (психической) деятельности. Сформулированная идея должна отразить всю глубину содержания общего принципа новых функциональных свойств, присущих мозгу как: целостной системе, и тем самым помочь созданию принципов деятельности мозга, которые могли бы быть в силу их универсальности.
Именно эти разнообразные по силе и качеству восходящие импульсации составляют реальную основу для синтеза эфферентных раздражений, участвующих в формировании: любой ответной реакции организма.
Достижения экспериментальной и клинической электрофизиологии с осуществленным методом вживления электродов на разных уровнях головного мозга, допускающих вмешательство в функциональное состояние любых мозговых клеток, позволили в корне пересмотреть прежние нейрофизиологические концепции об процессах головного мозга, о природе основных церебральных функций возбуждения и торможения и, следовательно, о физиологической сущности тех или иных психических проявлений.