Многообразие чувств - одно из необходимых условий богатства и разностороннего развития личности. Эмоциональная блеклость, однообразие лишают человека активности. Такой человек не способен заряжать себя и других активной деятельностью, направленной на подчинение природы во имя прогресса человечества. С другой стороны, чрезмерная односторонняя эмоциональная заряженность может определять ошибочность суждений, убеждений.
Например, при оценке личностных качеств тех или иных поступков другого человека, при даче свидетельских показаний. Значение эмоциональной настроенности для направления суждений блестяще выражено в одном из сонетов Шекспира (в переводе Маршака): «Мои глаза в тебя не влюблены, они твои пороки видят ясно, а сердце ни одной твоей вины не видит и с глазами не согласно».
Нужно признать своевременной и необходимой постановку вопроса, почему же возникают эмоции? Заслуживает внимания мнение советского психолога П. В. Симонова. Ссылаясь на информационную теорию эмоций, он полагает, что эмоции возникают при недостатке информации, при дефиците сведений, необходимых для решения поставленной задачи, намеченной цели, перспективы.
Появившаяся в указанной ситуации эмоциональная заряженность, подкрепленная стремлением к продолжению интеллектуальной деятельности, компенсирует, активирует поиски недостающей информации. С этой позиции эмоциональный тонус понимается не только как вспомогательный рычаг, но и как одна из движущих сил к интеллектуальному совершенствованию с целью удовлетворения потребности.
Обобщая все сказанное, считаю необходимым подчеркнуть основное в современном состоянии проблемы, касающейся субстрата эмоциональной жизни: есть все основания полагать, что эмоциональные реакции могут реализоваться (выявляться) на уровне различных анатомо-физиологических церебральных структур.
При отсутствии четкого ответа на вопрос о преобладающем функциональном значении того или иного субстрата - гипоталамуса, системы и новой коры и характера их взаимоотношений при разных эмоциональных состояниях следует согласиться с мнением о том, что ни один из перечисленных уровней сам по себе не решает содержания окончательной эмоциональной реакции человека.
Упомяну лишь основное: опыты с удалением у кошек и собак всей коры с одновременным повреждением зрительного бугра и тел и возможность в этих условиях вызывания длительной реакции гнева, ярости (Ф. Гольц, 1892; Дюссер де Баррен, 1920; У. Кеннон, 1925), изучение поведения и особенности эмоциональных реакций у животных в условиях прижизненного вживления электродов в различных участках мозга, по преимуществу в ядрах гипоталамуса.
Здесь следует сказать об опытах X. Дельгадо по усмирению разъяренного быка, по изменению эмоциональности обезьян, о многочисленных опытах Д. Олдса и его сотрудников, позволивших им заявить об открытии многих центров в мозге, в том числе и центра удовольствия; о работах советских исследователей, в частности Н. П. Бехтеревой, по изучению психического состояния у лиц с вживленными электродами, а также о результатах изучения психопатологических реакций, возникающих у больных во время стереотаксической операции на подкорковых узлах, предпринятой по поводу заболевания экстрапирамидных систем мозга (в том числе и наши работы совместно с нейрохирургом Е. Ю. Ривиной и психиатром, опубликованные в 1967 г.).