К рассмотрению патологии той стороны психической деятельности приковано внимание человечества всех времен и всех эпох - к эмоциональной деятельности, к эмоциональным расстройствам. Литература, посвященная эмоциям, поистине необозрима.
Для знакомства с произведениями философов, психологов, физиологов, патологов, человеку, по-видимому, не хватило бы долголетней жизни. Более трех столетий назад Р. Декарт писал о человеческих страстях. Эмоциональные проявления воспеты в произведениях всех видов искусств - прозаиками, поэтами, художниками, музыкантами.
Патофизиологическую основу некоторых навязчивых состояний, по мнению И. П. Павлова, составляют инертные застойные очаги возбуждения (фобии, навязчивые представления, воспоминания); появление же таких навязчивостей, как контрастные влечения, связано с частичным торможением в фазе.
Все разновидности бреда также являются следствием нарушения корковой динамики в ультрапарадоксалыюй фазе торможения или патологической инертности возбудительного процесса на уровне первой или второй сигнальной системы. Так, интерпретативному систематизированному бреду соответствуют очаги застойного возбуждения преимущественно на уровне второй сигнальной системы, а при бреде образном, чувственном, отрывочном - те же очаги на уровне первой сигнальной системы.
Именно ими, окрашенными отрицательными аффектами, определяется весь психопатологических расстройств - все виды фобий, сомнений, опасений, неуверенности, многие виды импульсивно-ритуальных, «защитных» двигательных актов. Для этого синдрома навязчивости особенно характерны в качестве постоянного компонента сдвиги.
Последние правомерно обозначать как симпатико-адреналовые сдвиги, подтверждающие участие адренергического уровня в формировании синдрома навязчивости. Вторую группу объединяет синдром навязчивых состояний, в котором главенствующее место в клинической симптоматологии занимают навязчивые мудрствования, сложные ритуалы, не подкрепляемые существенными нарушениями аффективной сферы. К этой группе, прежде всего, относится как бы обедненное чувственным компонентом абстрактное мудрствование или столь же изолированные от чувственного познания, стойкие, лишенные целевого, реально-смыслового контекста. Как правило, в этих случаях очень слабо выражены или вовсе отсутствуют симпатико-адреналовые сдвиги.
Навязчивое мудрствование, как правило, не сопровождается чувственной окраской, чувственным фоном, т. е. ни страхом, ни тревогой, и по своему содержанию является абстрактным, отвлеченным, не имеющим под собой определенной целевой направленности. Постепенно усложняющееся, подобно двигательным навязчивым актам, навязчивое мудрствование приобретает нелепый, бессмысленный характер. Так, один больной, ученик 8-го класса, стал упорно, неотступно сосредоточиваться на мысли о течении своих мыслей: почему он мыслит так, а не иначе, что значит мыслить, как проникнуть в значение мысли и т. д. Значение синдрома навязчивого мудрствования всегда серьезно, так как чаще всего появление его означает начало психической болезни.