Оно проявляется разнообразными оттенками чувств (эмоций), которые в свою, очередь стимулируют потребность к действию, новым по-, знаниям, формируют мотивацию познания.
Направленность чувств, желаний, побуждений зависит от того, что познается, а также в значительной степени от свойств личности, от предыдущего опыта - практики. На глубину, целостность, устойчивость, направленность процесса восприятия оказывают влияние свойства личности, степень ясности сознания, уровень интеллектуального развития, эмоциональная направленность. Восприятие не есть механическое фотографирование предметов окружающего мира. В процессе восприятия отчетливо сказывается целевая установка субъекта.
Возникает вопрос, существует ли в этом процессе познания какая-либо закономерность, последовательность, обеспечивающая этапы развития психических особенностей личности? Положительный, предельно четкий ответ на этот вопрос мы находим у В. И. Ленина. Он писал: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»
Познавательный процесс есть целенаправленное отражение действительности. Именно непрерывный взаимопереход объективного в субъективное обеспечивает познание личностью внешнего мира. Этот основной принцип материалистической философии не оставляет места для идеалистической позиции, абсолютно отделяющей сознание от объективного мира. Головной мозг с его совершенными корковыми анализаторами осуществляет процесс активного отражения явлений объективно существующего мира. В психологии с давних времен принято считать, что начальной стадией познания окружающего мира является ощущение.