Ученые полагают, что благодаря этим кругам возбуждения осуществляется процесс перехода только что поступивших следов информации, т. е. кратковременной памяти, в закрепленные, «осевшие» следы, т. е. в долговременную память. Эта гипотеза находится в полном соответствии с теоретическими воззрениями П. К. Анохина, согласно которым любой рефлекторный акт не заканчивается действием в ответ на раздражение, а продолжается в форме обратной информации (афферентного синтеза) о результатах этого действия.
Многочисленные опыты последних десятилетий показали, что для закрепления следов необходимо известное время, что это время различно у животных одного и того же вида в пределах десятков секунд. При этом сроки закрепления навыков, т. е. быстрота, с которой они вырабатываются у животных, наследуются поколением.
Дальнейшие исследования позволили установить экспериментального удлинения и укорочения срока фиксации свежих следов (навыков) у крыс путем применения дополнительных раздражителей разной силы. Так, оказалось, что процесс закрепления выработанных навыков у крыс может быть затруднен или даже полностью разрушен в результате применения фармакологических средств, вызывающих общие судороги, или, наоборот, облегчен и ускорен, например, путем использования стимулирующих средств, таких, как стрихнин (А. А. Перельман, Мак Гоу).
Следовательно, опосредованное воспроизведение следов значительно богаче, и именно оно, оставаясь мне функцией, теснейшим образом примыкает к функции мышления. Ассоциативная форма воспроизведения составляет основу нашей творческой памяти, наших знаний и опыта.
Как видно из изложенного, перечисленные слагаемые функции, объединяемые понятием «память», обеспечивают отражение прошлого. Благодаря тому, что у человека есть свое прошлое и своя история, его познание и активное воздействие на материальный окружающий мир становятся многогранными и богатыми.
Одним из доказательств того, что следы впечатлений могут удерживаться в течение всей жизни, является возможность у человека, погруженного до определенной стадии в гипнотический сон, воспроизвести, т. е. оживить следы воспоминаний, образов, форм поведения, связанных с далеким, ранним детством. Воспроизведение, или всплывание следов (воспоминание), составляет нераздельную составную часть психической функции - памяти.
В психологии принято различать две формы воспроизведения следов - непосредственное, или прямое, и опосредованное, или косвенное. Первое из них есть не что иное, как узнавание, и предполагает появление вновь когда-то запечатленного образа или явления. Например, человек попадает па знакомую ему улицу и воспоминание деталей, касающихся именно этой части города, всплывают вновь. Прямое, или непосредственное, воспроизведение может касаться когда-то приобретенных двигательных навыков: игры на музыкальном инструменте, катания на: яхте и т. п.