Внешнее проявление бреда и влияние его на поведение заболевшего разнообразно, что связано с остротой развития бреда, его содержанием. Так, например, любовный бред, бред ревности, бред физического воздействия, преследования по-разному сказывается на поведении больных и прежде всего на частоте агрессивных, поступков, совершаемых в отношении мнимых преследователей. Содержание бреда связано и с уровнем нарушения эмоциональности (т. е. важно, на каком фоне развивается бред на фоне тревоги, подавленности), с нарушением чувственного познания, т. е. на фоне галлюцинаций и иллюзий. Клиническое значение бреда также неоднообразно.
Бредовая оценка окружающего и своего собственного состояния связана не только с изменением логического абстрактного суждения, но и с изменением чувственно-воспринимающего познания, эффективности, с уровнем сознания. Одновременно с появлением бредовой настроенности обнаруживается иная, самого себя, своих ощущений и окружающего мира, а отсюда неизбежна новая ориентация в отношении к реальной действительности, как и изменение поведения в обществе и семье.
Содержание бреда черпается из явлений внешнего мира, из комплекса внутренних ощущений, из сознания собственного «Я». Следовательно, бредовое толкование формируется нарушенным ходом суждения об окружающем мире и самом себе. Только таким образом можно понять неисчерпаемые варианты бреда в зависимости от его содержания, фабулы, элементарности, богатства. Содержание бреда прямо зависит от социальной направленности, от ведущего мировоззрения общества.
Под бредом, или бредовыми идеями, следует понимать суждение или умозаключение, не соответствующее действительности и не поддающееся никакой коррекции со стороны больного. Бред- всегда признак психического заболевания.
Естествен вопрос о том, всякое ли умозаключение или суждение, ошибочно отражающее действительность, является бредом? Нет, не всякое. Умозаключение, не соответствующее действительности, может быть у психически здорового человека. К таковым относятся суеверия, заблуждения, например убеждение в существовании нечистой силы, загробной жизни, которые упорны, несмотря на всякие попытки оказать на них корригирующее воз-Действие.
Без восприятия, без представлений, без образного чувственного познания не может быть понятия, обобщения, заключения. Зритель вые, слуховые, вкусовые, тактильные и обонятельные ощущения, объединяемые в понятие «первая сигнальная система действительности», делают более богатым и полноценным абстрактно-логическое обобщенное суждение о мире, что осуществляется на корковом уровне, который представляет собой вторую сигнальную систему действительности.
Физиологической основой мышления является координированная деятельность второй и первой сигнальных систем, на что впервые указал И. П. Павлов. Функциональная активность второй сигнальной системы обеспечивается физиологической активностью в первую очередь трех корковых анализаторов - зрительного, слухового. Слово, облеченное в речь, является символом, внешним выражением мышления. Первая сигнальная система (система непосредственного отражения мира) получает к тому же восходящую, тонизирующую через ретикулярную формацию. Таким образом, можно сказать, что физиологическим фундаментом процесса мышления является взаимодействие обеих систем, обеспечивающих анализ и синтез, образование конкретных и абстрактных понятий, выражаемых словом, речью.